Минэкономразвития и Минцифры должны до июня подготовить и внести в Госдуму законопроект о разграничении ответственности за достоверность информации о некапитальных средствах туристического размещения. В нем определят, в какой степени отвечают за правильность сведений сами объекты (глэмпинги, кемпинги, модульные отели и т. д.) и в какой – онлайн-сервисы по бронированию, на которых они выставляются. Соответствующее поручение содержится в пункте 11 «дорожной карты» изменения законодательства в сфере туризма, подписанной главой кабмина Михаилом Мишустиным 20 января.

План мероприятий («дорожная карта») составляется Правительством РФ на основании пожеланий турбизнеса и профильных общественных объединений, которые доводятся в Минэкономразвития через комиссию по трансформации делового климата. Инициатором пункта 11 могли стать представители онлайн-тревел-агентств. Они обеспокоены тем, что информацию, которую им сообщают о себе некапитальные гостиницы, зачастую невозможно проверить и подтвердить. Например, загородный глэмпинг может даже не иметь адреса, местоположение указывается на карте приблизительно. Гости, оплатившие проживание, тратят часы на поиски объекта в день заселения, а затем высказывают недовольство онлайн-сервису, на котором бронировали. Поэтому агрегаторы и настаивают на том, чтобы с них спрашивали только за соответствие данных на онлайн-площадке той информации, которую им дала сама гостиница. 

Выбирая на сервисе Ostrovok.ru гостиницу в Карелии, мы обратили внимание, что один и тот же отель представлен в двух объявлениях – русско- и англоязычном. Адреса, в том числе местоположение на карте, совпадают, интерьеры тоже, немного различаются названия номеров и цены, впрочем, несильно – на 54 руб.
Основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов обращает внимание на тот факт, что разграничение ответственности законодательно установлено еще в 2019 году. В Закон «О защите прав потребителей» была внесена поправка: если не доказан факт того, что агрегатор туруслуг исказил информацию, полученную от гостиницы, претензии должны предъявляться не ему, а объекту размещения. Специалист отмечает: «дорожная карта» – это лишь поручение министерствам разработать законопроект, и не факт, что он будет поддержан правовой комиссией Госдумы. Документ могут и отклонить, ведь он дублирует уже существующие положения законодательства.

Тему разграничения ответственности стали активнее муссировать в последние год-два. Поводом послужил бурный рост бизнеса по приему отдыхающих в некапитальных гостиницах, по стране их появились сотни, если не тысячи. Как считает Георгий Мохов, основная проблема – в отсутствии четких требований, регламентирующих деятельность таких объектов. Необходимо не только определить в Законе о туризме, «что такое глэмпинг», но и создать целый комплекс норм – пожарных, санитарных, технических и т. д. для этого сегмента индустрии гостеприимства.

Пока же, чтобы избежать вероятных репутационных потерь в случае недовольства туристов, онлайн-сервисы вынуждены устанавливать «входные барьеры» для некапитальных гостиниц. «Предоставить свою площадку только вышедшему на рынок глэмпингу или кемпингу – всегда риск», – говорит представитель крупного онлайн-тревел-агентства (ОТА). Поэтому агрегаторы проверяют, есть ли сведения о компании – владельце гостиницы в едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ). Деньги, полученные от гостя, перечисляют отельеру только после того, как закончится срок проживания. При большом количестве негативных отзывов временно, до выяснения причин, снимают объект с продажи. В отдельных подозрительных случаях сотрудники ОТА могут выехать на место и убедиться, что объект, выставленный на онлайн-площадке, действительно существует.  

Ранее мы писали, почему на сайтах бронирования одни и те же объекты размещения порой представлены в нескольких объявлениях.

Автор Редакция TourDom.ru